В образовательной организации образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации по следующим образовательным программам:
Образовательная программа начальногообщегообразованияМКОУ«ШовкринскаяООШ» соответствует Государственному образовательному стандарту и составлена с учётом возможностей гимназии, запросов родителей учащихся и самих учащихся. Программа адресована администрации, учителям, учащимся и их родителям. Дляучителейпрограммаявляетсянормативнымдокументом,обязательнымдляисполнения. Программапоможетучителямосознатьсвоюпедагогическуюмиссию,рольввоспитании учащихся,вихсамоопределении,развитииспособностисамостоятельнорешатьпроблемыв различных сферах жизни. Программадаётродителямучащихсяцелостноепредставлениеобособенностяхобученияв начальных классах гимназии, о ближайших и перспективных целях образования, что поможетимсделатьосознанныйвыборобразовательногоучреждениядляребёнка.Цели, которыестоятпередсовременнойшколой,могутбытьдостигнутытолькоприсовместной деятельности школы и семьи. Программа информирует родителей о том, какую ответственностьзакачествообразованияшколапринимаетнасебя.Ноиродителидолжны принятьнасебяответственностьзаиспользованиевозможностей,которыепредоставляет школа для успешной учёбы детей.
Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования разработанавсоответствиистребованиямифедеральногогосударственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы,определяетцели,задачи,планируемыерезультаты,содержаниеи организацию образовательного процесса основного общего образования и направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается с учѐтом особенностей школы, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Основная образовательная программа - часть программы развития МКОУ «ШООШ им. Г.А. Гаджиева». Даннаяпрограммаявляетсяотдельнойобразовательнойпрограммойшколы на 2020-2025 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
3
IЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Назначение программы
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ«ШООШ» нацеленанаобеспечениевыполнениятребованийФГОСООО,определяетсодержаниеи организацию образовательного процесса в основной школе и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цели образовательной программы
1. Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений и навыков компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
2. Создание благоприятных условий для становления и развития личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путѐм эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и в соответствии с программой развития МКОУ «ШООШ им. Г.А.Гаджиева».
Задачи программы:
· обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта; · обеспечениепреемственностиначальногообщего,основногообщего,среднегообщего образования;
· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основногообщегообразованиявсемиобучающимися,втомчиследетьми-инвалидамии детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательнойпрограммыисоответствующемуусилениювоспитательногопотенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанногонетольконазнаниях,ноинасоответствующемкультурномуровнеразвития личности, созданию необходимых условий для еѐ самореализации;
· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
· взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнѐрами;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной деятельности, втом числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
4
работниковиобщественностивпроектированиииразвитиивнутришкольнойсоциальной среды, школьного уклада. Включение обучающихся в процессы познания и преобразованиявнешкольнойсоциальнойсреды(населѐнногопункта,района,края)для приобретения опыта реального управления и действия;
· социальноеиучебно-исследовательскоепроектирование,профессиональнаяориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой основного общего образования, обеспечивается реализациейсистемно-деятельностногоподхода, который предполагает:
—воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
—ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
—учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
—разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развитиякаждогообучающегося,втомчислеодарѐнныхдетей,детей-инвалидовидетей с
ограниченными возможностями здоровья.
Программа соответствует принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ü гуманистический характер образования; ü воспитаниегражданственности,трудолюбия,уважениякправамисвободамчеловека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
ü общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; ü содействиевзаимопониманиюисотрудничествумеждулюдьми,народаминезависимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
4
Образовательнаяпрограммаучитываетспецификуначальнойшколы–особыйэтапв жизни ребенка, связанный:
· сизменениемприпоступлениившколуведущейдеятельностиребенка–с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
· освоениемновойсоциальнойпозиции,расширениемсферывзаимодействияс окружающиммиром,развитиемпотребностейвобщении,познании,социальномпризнании и самовыражении;
· принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
· формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своейдеятельности: принимать, сохранять цели иследовать им вучебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
· изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.
УМК «Школа России» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактическихиметодическихпринципов,адекватныхтребованиямФГОСкрезультатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подходпозволяетреализоватьнапрактикеключевоеположениеФГОС:«Эффективность учебно-воспитательногопроцессадолжнаобеспечиватьсяинформационно-образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». УМК«ШколаРоссии»успешнопрошёлфедеральнуюэкспертизунасоответствиеФГОС НОО, получил положительные отзывы РАН, РАО и вошёл в федеральный перечень учебников на 2018/2019 учебный год.
Главными особенностями системы «Школа России» являются
· приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
· личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. Усовершенствованнаясистемаотличаетсянаправленностьюучебногоматериала,способов егопредставленияиметодовобучениянамаксимальноевключениеучащихсявучебную деятельность..Всепредметныелинии,включаяпредметыэстетическогоцикла,формируюту ребёнкацелостнуюсовременнуюкартинумираиразвиваютумениеучиться.Всеучебники системыимеютзавершенныелинии с 1 по 4 класс, а такжеразвёрнутоеучебно-методическое сопровождениеввидерабочихтетрадей,дидактическихматериалов,проверочныхработ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарейи других пособий.
В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию,отражающийнетолькологикуразвертыванияучебногоматериалаилогику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которыенаиболееэффективныдлядостиженияличностных,метапредметныхипредметных результатов обучения.
Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом,апотомуэффективнореализуетподходы,заложенныев«Концепциидуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии»,являющейсяоднойиз методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждениемэтомуслужатцелевыеустановки,заложенныевсамойконцепциисистемы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.